Процесс адаптации акпп (Quick Learn) необходим для настройки параметров электронного блока управления (TCM) к гидромеханическим особенностям автоматической трансмиссии автомобиля.
Эта процедура дает улучшенный, оптимальный режим переключения акпп.
Одна из важных функций блока TCM - контроль индексов объемов муфт пакетов сцеплений (CVI). Параметр CVI показывает, какой объем жидкости ATF необходим для полного сжатия пакета муфты сцепления.
TCM вычисляет передаточные числа, по показаниям датчиков скорости входного и выходного валов акпп. Каждый датчик передает информацию о скорости вала в TCM электрическим сигналами с переменной частотой. Частота меняется пропорционально изменению скорости вала.
Сравнивая два сигнала, TCM может определить номер передачи.Эта функция блока управления необходима для вычисления параметров CVI.
TCM определяет индексы объемов (CVI), контролируя время, необходимое для полного включения передачи.
Например, если входной вал вращается со скоростью 1000 об/мин и выходной вал вращается со скоростью 500 об/мин, тогда TCM вычислит, что передаточное отношение равно 2:1. В прямой передаче (3-я передача), передаточное отношение будет равно 1:1.
Включение и выключение передач (изменение передаточных отношений) в акпп 41TE, 42LE, 45RFE фактически определяются сжатием и освобождением пакетов фрикционов.
Контролируя отрезок времени от сигнала начала включения передачи и сигнала получения заданного передаточного числа, TCM может определить объем жидкости,
необходимый для сжатия или освобождения пакетов фрикционов.
Индексы объемов непрерывно обновляются в оперативной памяти TCM. Это необходимо для обеспечения "адаптивного" (подстраивающегося к изменяющимся условиям) управления акпп.
Например, при износе фрикционных дисков какого-либо пакета должен увеличится объем жидкости необходимой для сжатия, поэтому будет скорректирован соответствующий пакету индекс объема (CVI).
Такой же процесс коррекции CVI будет и при изменении манеры управления акпп (переход со спокойной езды на агрессивную, и наоборот).
Некоторые механические неисправности узлов акпп (сломанные возвратные пружины, выскочившие стопорные кольца, чрезмерный зазор в пакетах муфт сцеплений, неправильная сборка при капитальном ремонте, и т.д.), могут вызвать "неадекватный" (вышедший из нормального диапазона) индекс объема пакета фрикционов.
Такие же искажения могут вызвать неисправные датчики скорости или их электропроводка.
Параметры объема гидромуфты сцепления L/R обновляются при переключении на понижение 2-1 или 3-1.
Температура трансмиссии должна быть между 21-49°C (70-120°F). CVI гидромуфты сцепления должен быть между 35 и 83.
Параметры объема гидромуфты сцепления 2-4 обновляются при переключении 1-2. Температура трансмиссии должна быть выше 43°C (110°F). CVI гидромуфты сцепления должен быть между 20 и 77.
Параметры объема гидромуфты сцепления OD обновляются при переключении 2-3. Температура трансмиссии должна быть выше 43°C (110°F). CVI гидромуфты сцепления должен быть между 40 и 150.
Параметры объема гидромуфты сцепления UD обновляются при переключении 4-3 или 4-2. Температура трансмиссии должна быть выше 43°C (110°F). CVI гидромуфты сцепления должен быть между 24 и 70.
Адаптация автоматической трансмиссии требует определенных условий, которые должны быть обязательно учтены.
Адаптация трансмиссии не может использоваться как средство ремонта.
Процедура адаптации необходима после капитального ремонта, замены TCM или замены каких-либо узлов трансмиссии.
В некоторых случаях адаптация нужна в качестве диагностической процедуры.
Если система управления трансмиссии показывает проблему, связанную с неправильными параметрами CVI, вы можете провести режим адаптации трансмиссии и наблюдать за изменениями показаний CVI в дальнейшей эксплуатации автомобиля.
В большинстве случаев, после процедуры адаптации качество переключений передач улучшается, но, если остается проблема в управлении трансмиссии, через некоторое время неисправность вновь обратит на себя внимание и параметры CVI изменятся.
В случае, если был заменен блок TCM или отключен аккумулятор, необходимо вначале провести процедуру "Battery Disconnect" диагностическим сканером.
Прежде чем начать процедуру адаптации обязательно выдержите некоторое время трансмиссию в положении селектора "OD" на заведенном двигателе и нормальном уровне жидкости ATF. Это необходимо для удаления воздуха из гидромуфт и гидравлических магистралей, чтобы предотвратить запись ошибочных параметров объемов гидромуфт сцеплений (CVI). В противном случае это может вызвать либо грубые, либо вялые переключения передач.
Если на автомобиль с горячим двигателем устанавливается новый блок TCM,
процедура адаптации может вызвать в TCM неправильный расчет температуры ATF (будет зафиксирована низкая температура жидкости ATF). В этом случае требуется проконтролировать расчетную температуру ATF с помощью сканеров DRBIII, StarSCAN или другого специального оборудования.
Если температура ниже 15°C (60 °F), необходимо дать возможность поработать автоматической трансмиссии в движении или в режиме холостого хода, пока температура не возрастет выше 15°C (60°F).
Если температура выше 93°C (200°F), трансмиссия должна остыть ниже 93°C (200°F).
После окончания процедуры адаптации будет включена первая передача, после этого переведите селектор в положение "P".
Заметьте:
вышеупомянутые условия должны быть обязательно выполнены в течении режима адаптации, иначе процедура будет прервана.
Сигнал датчика скорости выходного вала (преобразованный TCM в импульсный) поступает на вход блока управления двигателем (PCM) и используется для вычисления скорости и расстояния.
Типоразмер колес записан в электронной памяти модуля TCM, чтобы обеспечить соответствующее количество импульсов в зависимости от расстояния пройденного автомобилем.
Типоразмер колес программируется в TCM при сборке автомобиля на заводе-изготовителе.
Pinion Factor может быть проверен и/или изменен, для этого необходимы дилерские сканеры DRBIII, StarSCAN или другое специальное оборудование.
После замены TCM Вы должны обязательно перепрограммировать Pinion Factor.
Все процедуры адаптации, диагностики и тестирования трансмиссии 41TE, 42LE, 45RFE можно провести в нашем автосервисе "РАТ-Авто". Для профессионального ремонта и обслуживания трансмиссий Крайслер у нас есть необходимые приборы, дилерское оборудование и квалифицированный персонал.